Находили ли вы игру соло сложной и не понятной для себя? В вашем представлении гитаристы, играющие крутые соло подобны гуманоидам с руками осьминогами? Хотелось бы и вам уметь играть соло на гитаре также круто, но вы не знаете с чего начать?
Одно время я сам чувствовал себя похожим образом и многие гитаристы, которые приходят ко мне на занятия по гитаре и не игравшие соло до этого испытывают много трудностей с соло.
Как я заметил трудности в большинстве случаев одни и те же. У вас могут быть, конечно же, проблемы с постановкой рук или с изоляцией нежелательных призвуков, или синхронизации и т.п., которые будут мешать вам играть быстрые соло ровно и аккуратно. Однако я очень часто вижу на занятиях, что проблема зачастую не в этом, а в том, что люди, не игравшие никогда соло просто не знают какие аппликатуры лучше использовать, чтобы это помогало играть быстро и легко, а не наоборот.
Аппликатура – это по сути дела определение, какими пальцами, какие ноты, на каких струнах и ладах играются.
Таким образом, если вы будете использовать правильные аппликатуры или изменять их правильным образом вы будете иметь следующие преимущества:
- Вам потребуется меньше напряжения, чтобы играть быстро
- Вы будете увереннее попадать пальцами на нужные лады и струны, и ваши пальцы не будут «рассыпаться на скорости»
- Вы сможете лучше сменять разные позиции, не играя при этом лишних неправильных нот
- Вы сможете лучше использовать аппликатуры для создания разнообразия в звучании
- Вы сможете быстрее разучивать нужные вам соло партии, потому что будете практиковаться на гитаре правильно
В этой серии статей мне хотелось показать вам, какие аппликатуры, в каких ситуациях использовать более эффективно, а какие менее эффективно и рассказать почему.
Пример
Четыре аппликатуры одного и того же фрагмента музыки:
Сыграйте эти фрагменты по табулатурам.
Как вы можете заметить первые две аппликатуры не отличаются ничем, кроме того какие пальцы используются для игры (цифры сверху).
Первая аппликатура является более правильной и академической, в которой каждый из 4-х пальцев руки соответствует 4-м следующим друг за другом ладам на грифе гитары.
Вторая аппликатура тоже может быть использована, однако ее удобнее использовать при игре в тех местах грифа, где лады на грифе мелкие (12-24 лад), в районе 1-5 лад ее использовать неудобно из-за большой растяжки между указательным и средним пальцами.
В третьей аппликатуре 4-я нота играется не на 5-й струне, как в двух предыдущих, а находится дальше на 6-й. По сути это смена позиции на грифе и к этой ноте на 10-м ладу двигается вся рука. Соответственно ноты на 5-й струне теперь уже тоже будут играться другими пальцами, так как мы сместились в другую позицию (если считать, что мы играем гамму по три ноты на струне).
Проблема, как я часто наблюдаю на своих занятиях в том, что люди разучивают музыку по подобным табулатурам, совершенно не задумываясь об этих нюансах, и соответственно часто играют, используя неудобные аппликатуры, так как в табулатурах в интернете номера пальцев чаще всего опускаются.
В четвертой аппликатуре, например, вовсе не понятно как сыграть этот фрагмент. Это можно сыграть все одним пальцем или двумя, а затем еще двумя, сместив руку. Такие табулатуры можно встретить довольно часто в интернете, и на большой скорости многие начинающие, кто учится играть соло гитаристы просто не могут их сыграть, потому что это физически очень трудно. Просмотрите наш, с множеством вариантов на любой вкус и бюджет, которые можно купить онлайн.
Последний пример аппликатуры играется, по сути, в трех позициях. И если вы понимаете это, то встретив подобную табулатуру, вы сможете переложить данную аппликатуру в другую, например, самую первую аппликатуру, которая будет значительно легче для воспроизведения.
Не стоит также забывать про важность приемов фразировки, в данном случае это слайд с 8-го на 10-й лад в третьей аппликатуре. Этот прием будет придавать этому фрагменту музыки определенное звучание, отличное от звучания первой аппликатуры. Очень часто в табулатурах в интернете это опускается. То есть в оригинале песни может использоваться аппликатура №3, а в табулатуре быть аппликатура №1. Таким образом, разучив музыку по такой табулатуре, вы будете исполнять ее неверно! Поэтому лучше всего подбирать музыку на слух, анализировать, что делает гитарист на записи и искать разные варианты аппликатур самостоятельно. Это разовьет вашу визуализацию грифа и нот на нем, а также музыкальный слух и в дальнейшем вы сможете подбирать музыку из своего воображения гораздо быстрее! Если вам сложно подбирать быстро на слух воспользуйтесь программами для компьютера, которые позволяют замедлять аудио файл и зацикливать его фрагменты для удобства подбора.
Например, четвертую аппликатуру можно было бы сыграть вот так:
Выводы:
- Разучивание музыки все время по гитарным табулатурам очень ограничивает вас, как музыканта
- Постоянно стоит думать о том, какие аппликатуры могут быть использованы при игре одного и того же музыкального фрагмента, какие из них более удобны и какие будут наиболее подходящими для получения определенного звучания
- Знание разных позиций гамм на грифе позволит вам более уверенно использовать разные аппликатуры при обыгрывании одного и того же фрагмента музыки
Продолжение обсуждения неправильных аппликатур при игре соло, будет в следующей статье.
8-916-423-16-38
www.guitarlessonsmoscow.com