Если вы уже продвинутый гитарист, какие ещё области вам нужно развивать помимо техники

Автор: Павел Бочаров

«Мечты разные… И пути их осуществления тоже… получается,
что выбрав неверный путь, можно распрощаться с мечтой,
даже не приблизившись к ней».

–РЕКВИЕМ ПО МЕЧТЕ
В своей статье «Как стать хорошим гитаристом» я говорил, о том, что такое содержание обучения и насколько важен его правильный отбор. В этой статье мне хотелось бы рассказать о содержательных линиях при обучении гитаре.

Содержательные линии при обучении гитаре – это те области музыкальных знаний, умений и навыков, из которых отбирается содержание для обучения, направленного на достижение конкретной цели (вашей).

Принято выделять пять линий:

1. Техничность игры на музыкальном инструменте
2. Сочинение музыки
3. Музыкальная теория
4. Импровизация
5. Музыкальный слух

Поговорим о важности каждой линии…

1. Техничность игры на музыкальном инструменте

Это показатель чистоты игры (отсутствие ошибок и «грязи») при использовании техник и приемов звукоизвлечения конкретного музыкального инструмента (электрогитары), в конкретном музыкальном стиле (метале).

Полагаю, важность этой линии никто не ставит под сомнение. Отсутствие в игре техники сделает звучание вашего инструмента неряшливым и не профессиональным.

Большинство гитаристов развивают только эту область (и, между прочим, большинство обычных гитарных учителей, уделяет внимание тоже только ей). Однако, обладая высокой техничностью, вы не будите знать, что с ней делать, если вы не имеете представления о том, как устроена музыка.

2. Сочинение музыки

Многие музыканты не уделяют изучению и практике этой области достаточно времени и, как результат не могут сочинять хорошую музыку, которую хочется «заслушивать до дыр». Ваша виртуозная техничность игры, куча потраченных денег на раскрутку не смогут заставить людей прослушивать вашу НЕИНТЕРЕСНУЮ музыку помногу раз, восхищаться ею и рассказывать о ней своим друзьям.

Музыка — это искусство. А искусство – это выражение эмоций. В каком бы стиле вы не сочиняли (агрессивная или любая другая музыка), важно понимать, что вы в первую очередь делитесь эмоциями со слушателями. При сочинении вы должны знать, какие эмоции (радость \ печаль, нежность \ злость, спокойствие \ страх…) вы хотите пробуждать в слушателях и с помощью каких музыкальных элементов это лучше делать (каких интервалов, аккордов, темпа, структуры…). Знание этих вещей, постоянная практика и советы вашего учителя со временем позволят вам создавать музыку, грамотно сочетая эти и другие элементы, так чтобы она слушалась максимально интересно.

3. Музыкальная теория

Это навигатор при путешествии по миру музыки. Это язык, на котором вы общаетесь с музыкой и другими музыкантами.

Многие гитаристы верят в миф, что «изучение музыкальной теории, необязательно». Что «это снижает вашу креативность, ставя вас в некоторые рамки». Что «многие известные музыканты не знают музыкальной теории» (мы же играем брутал дет, а не классику, зачем нам музыкальная теория?). Это не совсем правда.

Правда в том, что не обязательно уметь читать и записывать музыку по нотам. Но вам будет гораздо сложнее сочинять и исполнять музыку, если вы не имеете понятия о таких базовых элементах музыки, как интервалы, длительность, такт, размер, темп (хотя бы интуитивное понимание их к вам придет в любом случае). Более широкое понимание того, как устроена музыка (тональности, гаммы, аккорды, фразы…), не снизит вашей креативности, а даст вам более ясное понимание того, что вы делаете при сочинении и при исполнении.

4. Импровизация

Это умение сходу играть на музыкальном инструменте ту музыку, которую вы представляете в голове. Эту область большинство гитаристов обходит стороной, не считая ее нужной для использования в музыке своего стиля (мы же играем металкор, а не джаз, зачем нам импровизация?).

Умение импровизировать дает вам возможность ощутить себя полноценным музыкантом, в каком бы стиле вы не играли. Вспомните, как вас просили сыграть что-нибудь на гитаре и вы сидели, вспоминали «что же я еще разучивал». Представьте, как было бы здорово сходу воплощать на инструменте все музыкальные идеи, возникающие у вас в голове. Какое бы преимущество вам это дало, как композитору. Насколько хорошо были бы связаны ваша техничность игры и музыкальный слух.

5. Музыкальный слух

Это умение определять на слух различные музыкальные элементы (интервалы, гаммы, аккорды…)

Последняя, однако, (не удивляйтесь) самая важная область. Если вы будите обладать хорошим музыкальным слухом, то это улучшит:

  • Вашу техничность игры – вы будите лучше слышать свои ошибки и то, что вы играете
  • Сочинение музыки – ваше музыкальное воображение значительно возрастет
  • Знание музыкальной теории – вы будите лучше ориентироваться в музыкальной теории, если будите слышать и различать элементы музыки
  • Импровизацию – вы заранее будете знать, в какой тональности играть, какую гамму использовать, какие интервалы

Существует множество программ для компьютера, планшетов, телефонов, которые позволяют тренировать музыкальный слух. Подбор на слух любимых песен, так же будет развивать эту область. Объем, в котором изучается каждая линия, зависит от вашей конкретной цели. Данная статья не устанавливает порядок изучения, а дает лишь общие представления о том, знаниями, умениями и навыками каких областей вам следует обладать, как музыканту. В идеале во всех описанных областях следует развиваться равномерно. Порядок изучения материалов каждой области, его тщательный отбор и организация практики, как я уже говорил в статье «Как стать хорошим гитаристом» должны производиться только хорошим учителем, исходя из вашей
конкретной цели и вашего текущего уровня.

Ищите наставника, который будет развивать вас во всех необходимых для достижения ваших целей областях? Узнайте подробнее о моих уроках игры на гитаре для продвинутых и гитаристов на среднем уровне, которые помогут вам стать полноценным музыкантом! Или свяжитесь со мной:
8-916-423-16-38
pavel@guitarlessonsmoscow.com

Павел