Что может тормозить ваш прогресс при обучении игре на гитаре

Автор: Павел Бочаров

Каждый ли может научиться играть на гитаре? Нужно ли иметь для этого врожденные физические способности? Нужно ли иметь врожденный талант и слух для того, чтобы стать гитаристом? Нужно ли быть обладателем высокого показателя интеллектуальности для этого? Нужно ли для этого иметь пальцы определенной длины или толщины? Не слишком ли я стар или молод для этого?

Задавались ли вы когда-либо подобными вопросами? Я уверен огромное число людей, кто хочет научиться играть на гитаре, и еще совершенно не имеет понятия о том, с чем им предстоит столкнуться, задаются подобными вопросами. Более того, ко мне часто обращаются за помощью люди, которые уже приобрели некоторые знания и умения в игре на гитаре, но зашли в тупик, из которого не могут выйти, и они также задаются некоторыми вопросами вроде этих.

После того, как я побывал на пути обучения сам, и помог многим гитаристам пройти по нему, я решил написать эту статью. Я это сделал для того, чтобы показать тем, кто хочет повысить свой уровень игры на гитаре (или на любом другом инструменте) реальные причины, из-за которых они могут потерпеть неудачу в этом деле, а также, чтобы развеять распространенные мифы о процессе обучения игре на музыкальном инструменте.

Итак, прежде чем перечислять реальные причины и обсуждать их, давайте разберемся с мифами. Начнем с вопросов, которые были перечислены в самом начале статьи. На самом деле только на один из этих вопросов правильный ответ – «Да». Это вопрос «Каждый ли может научиться играть на гитаре?». Как говорит эксперт по обучению игре на гитаре Том Хесс, если ваш IQ выше комнатной температуры, значит, вы можете научиться играть на гитаре. На мой взгляд, эта фраза отлично отражает реальное положение вещей, и я уверен в процессе чтения статьи вы все больше и больше будете убеждаться в этом. Ниже я перечислю ответы на остальные вопросы из начала.

Нужно ли иметь для этого врожденные физические способности?

Нет, необязательно. Любые физические способности можно натренировать.

Нужно ли иметь врожденный талант и слух для того, чтобы стать гитаристом?

Нет, необязательно. Креативность можно развить, слух можно натренировать. Более того именно люди не обладающие врожденными способностями, как правило работают над собой упорнее и становятся лучшими гитаристами, в то время как люди обладающие ими зачастую наедятся лишь на свой талант, которого самого по себе не всегда бывает достаточно.

Нужно ли быть обладателем высокого показателя интеллектуальности для этого?

Нет, необязательно. Само занятие музыкой будет развивать ваш интеллект.

Нужно ли для этого иметь пальцы определенной длинны или толщены?

Вовсе нет! Вы можете обнаружить множество известных гитаристов с короткими или толстыми пальцами. Сразу приходит на ум Ингви Мальмстин и Том Хесс. Вы можете также найти в сети интернет массу видео детей в возрасте 3-4 лет играющим на гитаре. Более того гитарист Марк Гофени родился без рук и научился играть на гитаре ногами!

Не слишком ли я стар или молод для этого?

Музыка это не спорт. У любого возраста есть свои преимущества и свои недостатки. У ребенка или подростка, как правило, легче тренируется мышечная память. Зрелый человек, как правило, способен лучше концентрироваться. Если у вас возникает желание взять гитару и извлекать из нее музыку – просто начните прямо сейчас! Не ждите 10 лет, чтобы пожалеть, что не начали сегодня!

Как вы видите, перечисленные в начале статьи вопросы не могут являться причинами, которые будут тормозить ваш прогресс в игре на гитаре. Чаще всего это просто отмазки, которые люди сами себе придумывают для того, чтобы не начинать учиться играть или бросить обучение. Это легче всего – ничего не делать и опустить руки. Я надеюсь, что вы не примкнете к их лагерю и не станете позволять обстоятельствам контролировать вашу мечту.

Однако все же есть реальные причины, по которым лишь немногие научатся играть на гитаре и не бросят обучение на полпути. Ниже я расскажу вам о них.

  1. Неправильный эмоциональный настрой

    Как ни странно, это самая главная причина. Если у вас неправильный настрой на обучение – все остальное не имеет никакого значения. Вспомните ваши занятия в школе. Если вы не понимаете, зачем вам нужно изучать предмет или тему, не хотите изучать это, или вы сомневаетесь в своих способностях, или не готовы сосредоточиться над задачей на протяжении некоторого времени, или ваше окружение отвлекает, не поддерживает вас в вашей работе, то все остальное неважно. Неважно насколько хорошо объясняет учитель, неважно есть ли он вообще, неважно насколько хорош материал, который вы изучаете и неважно насколько хорошо организованы ваши занятия дома. Видите связь с обучением игре на гитаре здесь? Это на самом деле самая важная часть в процессе обучения, которой многие не придают большого значения, но которая способна принести ОГРОМНЫЕ результаты, даже, если все остальные части не настолько хороши.

    Если вы не одержимы желанием, не уверены в себя, не усидчивы и вас окружают одни неудачники, то шансов достичь успехов у вас практически нет! Именно из-за частичного или полного отсутствия этого фрагмента пазла очень малый процент людей действительно научится играть на гитаре на том уровне, которого они желают. Не смотря на то, что все перечисленные ниже причины также важны, эта снова повторюсь первоочередная. И, на мой взгляд, именно в этой области просто необходима поддержка хорошего гитарного учителя.Так как очень малая часть людей способна правильно настроить себя на обучение самостоятельно, и поддерживать этот настрой в процессе.

  2. Вы не знаете точно, чего хотите

    В каком жанре музыки вы хотите научиться играть? На каком уровне? Если вы знаете ответы на эти вопросы, вы уже опередите на шаг многих энтузиастов, кто бесцельно блуждает по лабиринту обучения. Если вам нравится рок – учитесь играть рок. Если вам нравится блюз – учитесь играть блюз. Многие убеждены, что обучение для всех стилей музыки одинаковое. Неправда! В каждом стиле, конечно же, есть точки пересечения с другими, но есть и своя специфика. Более того вы будите получать ГОРАЗДО больше удовольствия разучивая фрагменты музыки, которая вам нравится, чем разучивая произведения, к которым вы равнодушны. Это важно! Многие начинающие, почему то верят, что нужно освоить классическую гитару, чтобы перейти на электрогитару. Это опять же заблуждение. Техники игры на классике и на электрогитаре, в корне различаются. На классике играть ГОРАЗДО сложнее, чем исполнять обычные песни даже на акустической гитаре! Если вы не собираетесь в дальнейшем использовать техники игры на классической гитаре, а хотите научиться играть песни в таких жанрах, как рок, метал, блюз и т.п., то вы попросту потратите лет 5 жизни, если пойдете к преподавателю классической гитары. Безусловно, эти занятия принесут вам музыкальную пользу, и перейти на любой другой жанр музыки в дальнейшем будет несравненно легко. Но выдержите ли вы 5 лет обучения (или вернее мучения)? Более половины людей, как правило, бросают занятия в первые шесть месяцев. Статистика весьма печальная. Почему они это делают? Ответ вы найдете далее в этой статье.

  3. Вы не знаете, что нужно делать и что делать не нужно

    Эта проблема очень часто присуща не только начинающим гитаристам, но и гитаристам на среднем и продвинутом уровнях игры. И ниже я расскажу подробнее о трудностях на каждом из уровней.

    Многие начинают одержимые желанием научиться играть на гитаре. И это отличный настрой для того, чтобы начать. Он побуждает людей потратить деньги на гитару, купить самоучитель или записаться на уроки. Однако далее чаще всего случается следующее. Вдруг оказывается, что учиться играть на гитаре не так весело, как это казалось ранее. В самоучителе представлены некоторые упражнения, на которые необходимо тратить время, которые не приносят удовольствия, и даже спустя неделю занятий, значительных результатов все равно нет. Если вы пойдете к среднестатистическому гитарному учителю, скорее всего он будет использовать одну из этих же книг и в дополнении к этому подсказывать вам ваши ошибки. В таком случае вы будите прогрессировать немного быстрее, но все равно не будите получать удовольствие от обучения и видеть быстрых результатов. Еще хуже если вы попадете к учителю, который будет обучать вас классическим методом, как в музыкальной школе и начнет вас учить играть по нотам. В этом случае вы вообще можете смело распрощаться со своей мечтой сразу же, потому что вашего терпения, если вы по натуре не усидчивый человек, хватит в лучшем случае на пару тройку месяцев.

    В чем же минус этих книг по обучению и классического метода обучения? Ведь их написали и придумали люди, которые уже научились играть на гитаре и систематизировали в них информацию последовательным и самым логичным образом. В этом то и проблема :)! Проблема в том, что они написаны, как линейные инструкции, в которых предлагается сделать сначала шаг 1, затем шаг 2 и так далее. Чаще всего это выглядит, так: каждая следующая тема похожа на предыдущую, но немного сложнее. И, несмотря на то, что это кажется вполне логичным подходом к обучению, рано или поздно большинство начинающих, кто обучается таким методом заходит в тупик. Например, человек выучил за несколько уроков основные, самые простые аккорды, но не умеет элементарно переходить между ними, а ему уже предлагается учить более сложные аккорды в следующем уроке.

    Такой линейный подход при обучении может иметь успех в некоторых случаях, если человек по своей природе упорный, трудоголик и готов продолжать учиться и практиковаться, невзирая на трудности, которые встречаются на его пути. Но я думаю, вы согласитесь со мной, что к этой группе относится очень малый процент людей. Именно по этой причине большая часть людей бросает в самом начале. И именно поэтому на начальной стадии так важно найти хорошего гитарного учителя, который знает, чему следует и самое главное, чему НЕ СЛЕДУЕТ учить начинающих. А также, в каком порядке.

    С гитаристами на среднем или продвинутом уровне дело обстоит немного иначе. Здесь, как правило, человек уже развил физические способности игры на инструменте – технику, но совершенно не представляет, какие еще области ему необходимо развивать, для того, чтобы достичь тех целей, которые он перед собой ставит. Как следствие он не может полноценно применить свою технику к каким-либо музыкальным ситуациям вроде сочинения или импровизации. Самое печальное, что лишь немногие учителя могут ДЕЙСТВИТЕЛЬНО помочь в этом, так как чаще всего большинство учителей концентрируются только на одной или двух областях. Если вы уже играете на гитаре, я рекомендую прочитать вам мою статью об областях музыкального развития. Из-за отсутствия хорошего гитарного учителя, и как следствие неведения, гитаристы на среднем уровне игры зачастую организовывают свое обучение неправильно. Как следствие этого не видят значительных результатов и оказываются неспособными свободно само выражать себя на инструменте. И как следствие перестают регулярно заниматься либо бросают занятия вовсе. Очень грустно, что люди принимают такое решение, потратив столько времени на преодоление стольких трудностей на стадии начинающего, не попытавшись отыскать в своем или соседнем городе человека, кто помог другим людям справиться с точно такими же проблемами, которые испытывают они.

  4. Незнание того, как нужно это делать

    Я обнаружил в процессе преподавания гитары, что большинство гитаристов, даже не начинающих, в буквальном смысле слова ПОНЯТИЯ НЕ ИМЕЮТ о том, как организовать свои занятия на инструменте дома и практиковаться правильно. Также многие мои ученики, кто раньше занимался у других учителей, несмотря на то, что учителя давали нужный материал в нужное время, говорили мне, что именно организации домашних занятий и знаний о процессе практики им не хватало все это время. И действительно, если подумать большая часть вашего результата – это отработка изученного дома. Чем лучше вы это будете это делать, тем быстрее вы будите видеть значительные результаты. Если у вас есть только куча материала для отработки, но вы не знаете, когда, как долго и как именно отрабатывать его, вы можете испытывать МАССУ трудностей при процессе обучения. Поэтому, сберегите свои нервы и свое время и найдите человека, который поможет вам, не только поставляя материал из урока в урок, но и поможет организовать ваши домашние занятия наилучшим образом. Также я рекомендую вам прочитать мою статью о том, как практиковаться на гитаре.

  5. Отсутствие наставника

    Как видите, при обсуждении каждой из вышеперечисленных причин мы приходили к тому, что наличие хорошего гитарного учителя значительно облегчает процесс обучения. Заметьте, не просто учителя, а хорошего учителя! Вам не нужен учитель, который будет показывать вам, как зажать аккорд Am. Вы и сами можете это найти в интернете. Помимо объяснения материала в задачи учителя входит еще ряд функций, о которых мало кто знает. Настроить на обучение, выбрать лучший формат обучения, помочь организовать практику дома, научить применять изученное, подсказать решения трудностей и многое другое. И найти такого гитарного учителя для себя или для своего ребенка очень непросто. Их очень мало. Именно поэтому в мире так мало великих или просто хороших гитаристов. Как же найти такого учителя, спросите вы? Я написал отдельную статью на тему, как выбрать хорошего гитарного учителя и избежать плохих. Я думаю, вы найдете ее полезной для себя.

Если вы ищите для себя или своего ребенка качественные уроки акустической или электрогитары в Москве – свяжитесь со мной, и я помогу вам:

8-916-423-16-38
pavel@guitarlessonsmoscow.com
Павел